Формирование тарифов по оплате жилищно-коммунальных услуг в многоквартирных домах

Формирование тарифов по оплате жилищно-коммунальных услуг в многоквартирных домахПеречень услуг и работ по содержанию и ремонту жилого помещения, структура и размер платы за них регламентированы Жилищным Кодексом РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491. Пункт 29 Правил гласит, что: «плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо — и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Также Правилами определено …«надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается… собственниками помещений… путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации». При этом перечень услуг и работ, цены и тарифы по статье «Содержание и ремонт жилья» утверждаются решением общего собрания в порядке, согласно ст.45-48 ЖК РФ, т. е. в форме очного или заочного голосования.

Таким образом, договор управления многоквартирным домом является основным правоустанавливающим документом, регулирующим отношения между собственниками и управляющей компанией, в том числе ценовые. И регулирование цен и тарифов по статье «содержание и текущий ремонт», происходит на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома.

Да для многих сегодня это непонятно и непривычно. Непонятно многим и то, что перечень работ и услуг, связанных с управлением и содержанием многоквартирного дома сегодня не соответствует изменениям в законодательстве. И одним из нововведений в законодательстве является то, что оплата услуг за освещение мест общего пользования (подъезды, придомовая территория, электрооборудование лифтов) относится к коммунальной услуге, и оплата за нее должна производиться отдельно от жилищных услуг (т. е. не в составе строки «содержание и текущий ремонт»), а в составе коммунальных услуг. Данные изменения произведены в соответствии с Жилищным кодексом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства №307.

Так что цена по статье «техническое содержание и ремонт» в настоящее время не может быть общей для всех домов. Она определяется на основании дефектных ведомостей и смет на необходимые работы. И на каждый дом она должна рассчитываться отдельно. А теперь давайте попробуем разобраться в статьях, которые указаны в счет квитанции, и которые с вами мы оплачиваем.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 154 Жилищного Кодекса РФ)

Структура платы собственника за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 ЖК РФ. Плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме:

— содержание общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши;

— техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов, приборов учета и технических помещений жилого дома;

— вывоз бытовых отходов;

— содержание придомовой территории.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Управление многоквартирным домом.

Ранее затраты по этой статье распределялись между статьёй «содержание и ремонт» и статьями коммунальных услуг. Они были чётко выведены в виде затрат на управление, под которыми ранее в законодательстве понимались именно затраты на управленческий персонал и ведение паспортного учёта. А затраты например на расчётно-кассовое обслуживание, в том числе сумма недосбора платежей с неплательщиков, которые также относятся к услугам по управлению сегодня, ранее ложились в тарифы коммунальщиков. С момента ввода в действие Жилищного кодекса РФ из тарифов на коммунальные услуги исключены затраты на расчётно-кассовое обслуживание и сбор денежных средств и перенаправлены в строку управление многоквартирным домом.

Если не принять данное изменение строки управление – значит обречь любую управляющую компанию на банкротство и отказ от управления. Вот тут мы и подошли к процедуре утверждения тарифа.

Управляющая компания или ТСЖ в соответствии с ЖК РФ обязана направить свои предложения по размерам тарифа собственникам многоквартирного дома, которые в ходе заочного голосования на общем собрании, в свою очередь вправе индивидуально в течение указанного в бюллетене срока подумать. И в результате либо согласиться, либо отказаться от какого-либо вида работ, изменить тариф или цену. Окончательное решение будет доведено собственникам после обработки бюллетеней и подсчёта голосов в протоколе общего собрания. В случае отказа большинства собственников от новых цен и тарифов они останутся прежними. При этом управляющая компания, правление ТСЖ вправе будет довести до Вас либо сокращённый перечень и объём услуг, который она сможет выполнять для Вас по старым расценкам, либо вовсе отказаться от управления, расторгнув договор в установленном законом порядке. Подчеркиваю, что относится только к тарифу на техническое содержание и ремонт.

Коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФА НА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме исключительно на общем собрании утверждают перечень работ и услуг для данного дома и размер платы за содержание, и ремонт жилого помещения, соответствующий этому перечню. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

При подготовке предложений по перечню работ и услуг и размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения для конкретного многоквартирного дома управляющая организация должна рассчитать сметную стоимость работ: объем, виды работ, периодичность их выполнения. Именно сметная стоимость услуг и работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту, рассчитанная управляющей организацией, а также договорные цены со специализированными организациями по обслуживанию дома в части обслуживания лифтов, внутридомового газового оборудования, вывоза твердых бытовых отходов и т. д. позволяет определить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для конкретного многоквартирного дома. Это подтверждается пунктом 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в котором установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Органы местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вправе устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения только для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Структура платы за содержание и ремонт жилого помещения для многоквартирных домов разной степени благоустройства формируется в соответствии с действующими нормативными актами по эксплуатации жилищного фонда, нормированию трудовых и материальных ресурсов, на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Расходы распределены в процентном отношении к общему размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения. Структура должна учитывать расходы на управление, содержание и текущий ремонт жилья в целом по городу и не учитывает перечни работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников в конкретных многоквартирных домах. При этом в содержание помещений общего пользования включены услуги по уборке помещений общего пользования; уборке земельного участка; подготовке дома к сезонной эксплуатации; техническому обслуживанию, в том числе аварийному обслуживанию, обслуживанию внутридомового газового оборудования (при наличии), комплексному обслуживанию лифтов (при наличии).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» рост размера платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано должен соответствовать предельному индексу, установленному приказом Региональной энергетической комиссии по Ростовской области.

По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть установлен иной, отличный от утвержденного для нанимателей жилых помещений, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, соответствующий перечню работ и услуг для конкретного дома. При этом предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение, установленный Региональной энергетической комиссией, не распространяется на размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, определенный собственниками помещений на общем собрании. Предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение устанавливается при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. Плата за жилое помещение включает в себя плату за наем и плату за содержание, и ремонт жилого помещения. Следовательно, для расчета роста размера платы за содержание и ремонт жилого помещения по сравнению с предыдущим годом должны учитываться одинаковые объемы услуг.

Предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение на каждый год для Ростовской области устанавливается Региональной энергетической комиссией.

Размер платы за содержание и ремонт многоквартирного дома формируется по следующему перечню работ и услуг:

1). Управление многоквартирным домом:

— осуществление планового надзора и контроля за техническим состоянием объектов, переданных в управление, обеспечением их содержания и ремонта в соответствии с действующими нормативно-техническими требованиями;

— организация работ по обследованию объектов с целью определения их технической готовности к эксплуатации (в том числе к сезонной), необходимости проведения текущего и капитального ремонта;

— планирование работ по содержанию и ремонту переданных в управление объектов;

— планирование финансовых и технических ресурсов;

— осуществление систематического контроля над качеством услуг, работ подрядчиков и за исполнением иных договорных обязательств, корректировка размера оплаты услуг в сторону ее снижения при ненадлежащем их качестве;

— финансирование работ и услуг подрядчиков (участников процесса производства работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами и с учетом штрафных санкций за ненадлежащее качество работ и услуг;

— ведение технической документации на переданные в управление объекты;

— работа с населением, в том числе рассмотрение обращений и жалоб по качеству обслуживания;

— выполнение диспетчерских функций по приему заявок от населения;

— осуществление договорно-правовой деятельности;

— организация работы по приему, расчету и учету платежей нанимателей и собственников помещений, взыскание задолженности по оплате, в том числе за коммунальные услуги согласно заключенным договорам на поставку коммунальных ресурсов.

2). Содержание общего имущества многоквартирного дома:

— санитарное содержание домохозяйства (уборку внеквартирных мест общего пользования, придомовых территорий, дератизацию и дезинсекцию; противопожарные мероприятия);

— уход за элементами внешнего благоустройства;

— вывоз и утилизация твердых бытовых отходов;

— техобслуживание жилых зданий (проведение частичных осмотров элементов жилого дома, устранение мелких неисправностей в ходе проведения частичных осмотров, а также по заявкам населения);

— техобслуживание, техосвидетельствование и диагностическое обследование лифтов;

— подготовка жилого дома к эксплуатации в весенне-летний период;

— подготовка жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период;

— обслуживание, обследование, регулировка и наладка систем инженерного оборудования, обслуживающего более одного жилого помещения: вентиляции, холодного водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, электроснабжения;

— обслуживание и очистка дымоходов, газоходов и вентиляционных каналов;

— обслуживание, техническое диагностирование и обследование систем газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома и обеспечивающих работоспособность оборудования для более одного жилого помещения (кроме внутриквартирного газового оборудования — плиты, газовые колонки);

— уход за зелеными насаждениями.

3). Текущий ремонт — комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов здания и поддержания нормального уровня эксплуатационных показателей:

— непредвиденный ремонт (работы, выполняемые по заявкам граждан, работы, выявленные при общем (весеннем осмотре), работы, связанные с устранением аварийных ситуаций и их последствий, в том числе выявляемые по результатам внеочередных осмотров);

— профилактический ремонт (ремонт отдельных элементов здания, ремонт внутренних инженерных систем и оборудования, относящихся к общему имуществу дома).

Подходит к концу год и собственниками помещений уже пора самим задуматься о формировании тарифов содержание своих домов на будущий год.

Какими они должны быть? Решать нам вместе.

С. Л.Горобец

Директор ООО «Инфоцентр ЖКХ»

чем управляющая компания отличается от тсж

как управляющая компания устанавливает тарифы

управляющая компания кому жаловаться